Аттестация и повышение квалификации руководителей, специалистов организаций и профессиональное обучение персонала

НОВЫЕ ТИПОВЫЕ ФОРМЫ И ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ (СИЗ) И СМЫВАЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ

Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н утверждает новые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами. Эти правила являются обязательными, их нарушение может повлечь юридическую ответственность.

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫДАЧИ СИЗ

Шаг №1. Работодатель должен определить свою потребность в СИЗ, разработав и утвердив свои собственные Нормы. В соответствии с пунктом 4 Правил: «на основании единых Типовых норм с учетом результатов СОУТ и ОПР». Таким образом, ЕТН (приложение №1 к приказу №767н) представляют собой обязательный минимум СИЗ, который работодатель обязан предоставить в соответствии с занимаемой должностью работника. Затем, работодатель обращается к приложению №2 к приказу №767н и дополнительно предоставляет те СИЗ, которые необходимы с учетом выявленных опасностей на рабочих местах.

Рекомендуемый образец оформления Норм работодателя представлен в Приложении №1 к Правилам, обязательно необходимо указать:

— информацию о классе(ах) защиты, эксплуатационных уровнях защиты (если это предусмотрено для данного типа СИЗ), особенностях конструкции, комплектности, планируемых к выдаче СИЗ (п.17 Правил);

— перечень положенных СИЗ по определенной должности и их объем (п.18 Правил).

Утвержденные Нормы работодателя могут быть изменены по требованию работника или его руководителя, а также при обнаружении ранее неидентифицированных вредных и/или опасных производственных факторов и/или опасностей (согласно пункту 19 Правил).

Шаг №2Выбор правильных средств индивидуальной защиты (СИЗ) из широкого ассортимента, представленного на рынке, требует сопоставления информации, представленной в Нормах, с данными о защитных свойствах и характеристиках конкретных СИЗ (согласно пункту 21 Правил).

Шаг №3Фиксация информации о предоставлении средств индивидуальной защиты (СИЗ) в личной карточке учета, которая может осуществляться как в письменном, так и в электронном формате. При этом нет необходимости делать дубликаты электронных карточек на бумажном носителе (согласно пунктам 25-27 Правил).

Несмотря на то, что переходный период будет длиться до конца 2024 года, сделать выбор между едиными и отраслевыми нормами нужно до 1 сентября текущего года. Оформить свое решение работодатель должен, издав соответствующий локальный документ, например, приказ.

Также всем работодателям потребуется актуализировать нормы выдачи средств защиты, поскольку с 1 сентября в них следует включать информацию о классах и эксплуатационных уровнях защиты, особенностях конструкции и комплектности. Нормы придется пересматривать регулярно — по результатам СОУТ и при оценке профрисков. Средств защиты должно быть достаточно, чтобы уберечь работников от воздействия вредных и опасных факторов (ст. 221 ТК).

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫДАЧИ СИЗ

С 1 СЕНТЯБРЯ 2023 ГОДА

1. Нужно обновить или утвердить новый Порядок обеспечения СИЗ. Этот документ является новым локальным нормативным актом, который ранее не был обязательным. Если в компании уже был утвержден такой порядок, то его следует обновить в соответствии с новыми Правилами. Отказаться от применения данного порядка могут только субъекты малого предпринимательства (пункт 77 Порядка).

Порядок обеспечения СИЗ должен включать следующие разделы:

  • планирование и определение потребности в СИЗ;

  • информирование работников о вопросах обеспечения изделиями;

  • предупредительно-плановые закупки (аренда, аутсорсинг) СИЗ;

  • входной контроль изделий; выдача и использование СИЗ;

  • хранение и уход за СИЗ;

  • контроль за выдачей СИЗ и их применением, анализ результатов контроля.

В порядке следует распределить обязанности и ответственность руководителей подразделений компании (пункт 79 Правил, утвержденных приказом № 766н).

2. Необходимо внести изменения в форму карточки по выдаче СИЗ. Бланк карточки приведен в приложении 2 к Правилам (утвержденным приказом № 766н). Однако этот бланк является рекомендацией, поэтому компании могут разработать свою форму, включив в нее необходимые реквизиты.

Например, форма должна содержать новые разделы, где отмечается факт выдачи смывающих средств и дерматологических СИЗ. В то же время больше не требуется указывать процент износа СИЗ, которые возвращает работник. Средства защиты, которые работник использовал до истечения срока их действия и вернул, не могут быть выданы повторно.

3. Необходимо разработать новые перечни СИЗ, подлежащих испытаниям или проверке. Перечни разрабатываются на основании документации на изделие.