Программа курсового обучения работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

25 Августа 2017 г.

1. Общие положения

Курсовое обучение организуется на основании требований законов от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», постановлений Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны».

Настоящая программа курсового обучения работников в области ГО и защиты от ЧС (далее — программа курсового обучения) определяет порядок обучения работников Организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.

Основной формой теоретических занятий при обучении работников организации является беседа в форме вопросов и ответов путем изложения и обсуждения информации руководителя занятия.

Основной формой практических занятий при обучении работников организации является проведение практических занятий (тренировки и комплексные занятия).

2. Порядок и последовательность проведения курсового обучения

Обучение работников организации в области ГО и защиты от ЧС по программе курсового обучения, разработанной в соответствии с требованиями настоящей программы курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, планируется и проводится в организациях ежегодно, в объеме не менее 16 часов.

Занятия проводятся ежемесячно, для этого в Организации ведется журнал проведения курсового обучения, отдельный для каждой группы работающих. Численность группы — не более 25 человек, группа составляется в зависимости от особенностей профессий и с учетом должностей работников. Журнал хранится в течение года после завершения обучения у руководителя обучения.

Обучение проводится только в рабочее время. Если работник не посетил занятие по уважительным причинам, обучение должно быть проведено в индивидуальном порядке. Отметка о проведении обучения должна быть указана в журнале с буквенным обозначением «Я» — явка, Н — «неявка».

Занятия проводятся в учебных классах и на учебных площадках. Занятия по темам 4 и 5 проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки по действиям работников организации при получении сигнала «Внимание всем!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и выполнению мероприятий защиты в условиях исполнения ими своих должностных обязанностей.

3. Планируемые результаты обучения

Работники организации, прошедшие обучение в соответствии с настоящей программой курсового обучения, должны знать:

  1. поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
  2. способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
  3. свои обязанности в области ГО и защиты от ЧС;
  4. места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты, места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;
  5. порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты работников организации;
  6. правила поведения в защитных сооружениях;
  7. правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.

Работники организации, прошедшие обучение в соответствии с настоящей программой курсового обучения, должны уметь:

  1. действовать по сигналу «Внимание всем!», с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
  2. пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, проводить частичную санитарную обработку;
  3. практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;
  4. пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации, оказывать первую помощь пострадавшим.

5. Содержание тем занятий

Тема 1. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия.

ЧС, характерные для мест расположения и производственной деятельности организации, присущие им опасности и возможные последствия их возникновения.

Потенциально опасные объекты, расположенные на территории организации и муниципального образования.

Возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них.

Тема 2. Порядок получения сигнала «Внимание всем!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним.

Порядок оповещения и действий работников организации при доведения сигнала «Внимание всем!» с информацией:

  1. о воздушной тревоге;
  2. химической тревоге;
  3. радиационной опасности;
  4. об угрозе катастрофического затопления.

Тема 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.

Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами индивидуальной и коллективной защиты. Порядок получения средств индивидуальной защиты.

Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.

Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.

Технические и первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.

Тема 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации.

Основные требования охраны труда и соблюдения техники безопасности на рабочем месте.

Действия при аварии, катастрофе и пожаре на производстве.

Порядок и пути эвакуации.

Профилактические меры по предупреждению пожара. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте. Действия работников по предупреждению пожара, при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре.

Тема 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

Действия по сигналу «Внимание всем!» с информационными сообщениями.

Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения.

Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания.

Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания.

Действия работников при получении информации о возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами.

Действия по повышению защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных и аварийно химически опасных веществ при ЧС техногенного характера.

Действия при возникновении военных конфликтов.

Действия работников организаций при объявлении эвакуации.

Тема 6. Оказание первой помощи. Часть 1

Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.

Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.

Практическое наложение повязок.

Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.

Тема 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.

Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению.

Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми.

Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.

Способы преодоления паники и панических настроений в условиях ЧС.

Тема 8. Оказание первой помощи. Часть 2

Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.

Правила оказания помощи утопающему.

Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Требования к комплектации аптечки первой помощи.

Тема 9. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия.

Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при опасностях, возникающих при военных конфликтах.

Тема 10. Порядок получения сигнала «Внимание всем!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним.

Порядок действия работников организаций при получении сигнала «Внимание всем!» в рабочее время.

Особенности действий работников организаций при получении сигнала «Внимание всем!» в нерабочее время.

Тема 11. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.

Виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории.

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, способы защиты от них.

Тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах.

Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях.

Техника, механизмы и приборы, состоящие на оснащении формирований ГО. Назначение, технические данные и порядок применения.

Тема 12. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия.

Поражающие факторы ядерного, химического, биологического и обычного оружия.

Основные способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

 

Зачет. Подведение итогов обучения в области гражданской обороны и защиты от ЧС в 20 году.

6.2. Средства обеспечения учебного процесса

6.2.1. Вербальные средства обучения

Нормативные правовые документы:

  1. Конституция РФ с комментариями для понимания;
  2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  4. постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  5. постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

6.2.2. Визуальные средства обучения

Плакаты:

  1. единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
  2. гражданская оборона Российской Федерации;
  3. виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы;
  4. характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории;
  5. опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, способы защиты от них;
  6. действия населения при авариях и катастрофах;
  7. первая помощь при чрезвычайных ситуациях;
  8. радиационная и химическая защита;
  9. защитные сооружения гражданской обороны;
  10. средства защиты органов дыхания;
  11. пожарная безопасность на объекте.

Макеты и манекены:

  1. макет простейшего укрытия;
  2. макет защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ).

6.2.3. Технические средства обучения

Приборы:

средства индивидуальной защиты:

  1. - ватно-марлевые повязки;
  2. - противопылевые тканевые маски;
  3. - респираторы типа ШБ-1 «Лепесток-200», У-2К, РПА-1 и др.;
  4. - газодымозащитный респиратор ГДЗР и др.;
  5. - самоспасатель СПИ-20, СПИ-50 и др.;
  6. - самоспасатель «Феникс-1»;
  7. - противогазы типа ГП-7, ПДФ-7, ПДФ-ША, ИП-4 М и др.;

аптечка первой помощи;

образцы огнетушителей всех типов;

первичные средства пожаротушения;

учебный тренажер для оказания первой помощи.

Программу разработал: ____(должность)___ ___(подпись)___ ___(Ф. И. О.)___

Программу согласовал: ____(должность)___ ___(подпись)___ ___(Ф. И. О.)___

По материалам e.otruda.ru