Почему нормативные акты по охране труда начинают действовать не сразу

25 Января 2016 г.

Чтобы нормы Трудового кодекса или других федеральных законов начали полноценно действовать, необходимы подзаконные нормативные правовые акты. По разным причинам их разработка, принятие, госрегистрация и вступление в силу затягивается, что делает невозможной реализацию законодательных норм. Почему это происходит и что делать?

В какие сроки должен быть зарегистрирован в Минюсте России новый нормативный акт?

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» определило, что нормативный правовой акт должен быть зарегистрирован в Минюсте России в течение 15 рабочих дней. Этот срок может быть в исключительных случаях увеличен до 30 рабочих дней. Но нельзя винить только Минтруд и Минюст в несоблюдении установленных сроков. В некоторых особенно исключительных случаях процедура регистрации затягивается по независящим от них причинам.

Недавний пример с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» тому подтверждение. Он вступил в силу 1 января 2014 года, отменив аттестацию рабочих мест по условиям труда. При этом аттестацию проводить уже было нельзя, а спецоценку еще нельзя. Причиной тому было отсутствие методики проведения спецоценки.

Минтруд России довольно быстро утвердил нужный документ приказом от 24 января 2014 г. № 33н (далее – Приказ № 33н). Но его государственная регистрация и вступление в силу затянулись на месяцы. Причем сначала специалисты Минтруда России обнадеживал всех, говорили, что госрегистрация Приказа № 33н займет всего пару недель. Потом предлагалось еще немного подождать и т. д. Однако Минюст России зарегистрировал Методику лишь 21 марта 2014 г. Все это время Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не работал.

 

Почему затягивается начало действия законов и других нормативных актов?

Минэкономразвития России ведет Федеральный портал проектов нормативных правовых актов «Официальный сайт для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» regulation.gov.ru. Кто внимательно следил за ходом согласования проекта методики проведения спецоценки, обратил внимание на разногласия между министерствами. Имелось также отрицательное решение Минэкономразвития России по итогам оценки регулирующего воздействия нового документа, размещенное на сайте.

Ведомство указало на ряд рисков, связанных с реализацией проекта Приказа № 33н. В частности вызвал вопросы предельно допустимый уровень (далее – ПДУ) шума. Так, оборудование, закупаемое для предприятий химической, угольной промышленности, имеет звукоизоляцию выше ПДУ шума, который предложен новой методикой. Поэтому почти вся спецтехника автоматически становится вредной для работника.

На задержку госрегистрации данного приказа повлияло также возражение общероссийских объединений профсоюзов, направленное в адрес Правительства РФ.

Многострадальный Приказ № 33н все же прошел госрегистрацию Минюстом России, хотя и со значительным превышением отведенных регламентом сроков. Принципиальное решение принималось на совещании у заместителя председателя Правительства РФ Ольги ГОЛОДЕЦ путем компромисса.

Аналогичная ситуация сложилась с подготовкой и регистрацией приказа Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» (далее – Приказ № 549). Появившаяся в 2016 году статья 216.1 Трудового кодекса обязывала федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, установить соответствующий порядок государственной экспертизы. В это время таким органом было Минздравсоцразвития России. Оно не успело выпустить соответствующий порядок до смены состава Правительства РФ в 2012 году.

Вновь образованный Минтруд России утвердил данный порядок приказом № 549н лишь 12 августа 2014 г. Таким образом, госэкспертиза условий труда из-за отсутствия указанного подзаконного акта долгие 8 лет проводилась органами по труду субъектов Федерации (комитетами по труду, департаментами труда и занятости, министерствами труда регионов и т. п.) самостоятельно.

Непростой политический фон подготовки многих нормативных правовых актов объясняет задержку их принятия и государственной регистрации, которая достигает порой нескольких лет.

Когда появится новый порядок обучения по охране труда

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29. Заменить его на новый порядок предполагалось в 2012 году. Однако приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 570н «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» не успел пройти госрегистрацию в Минюсте России. Причиной послужило изменение структуры федеральных органов исполнительной власти вновь избранным президентом страны (Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636).

Вновь образованный Минтруд России разработал новый Порядок обучения по охране труда. Его согласование затянулось по тем же принципиальным политическим причинам, которые сопутствовали согласованию методики спецоценки.

Очевидно, что пока не будет консенсуса среди федеральных органов исполнительной власти и внутри трехсторонней комиссии, как этого требует статья 35.1 Трудового кодекса, ожидать его скорой госрегистрации не стоит.

На какой стадии находится разработка Типового положения по системе управления охраной труда

Минтруд должен принять приказ «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», как того требует часть восьмая статьи 209 Трудового кодекса. Как сказано в пояснительной записке Минтруда России, принятие указанного документа позволит «установить общие требования к формированию и организации работы системы управления охраной труда у работодателя, обеспечивая повышение эффективности проведения мероприятий в области охраны труда и способствуя сохранению жизни и здоровья работников» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=25774). Общественное обсуждение должно было начаться 12 декабря 2015 года, а закончиться – 26 декабря 2015 года.

Ветераны охраны труда наверняка помнят, что проект Типового положения о системе управления охраной труда был подготовлен еще Минздравсоцразвития России и активно обсуждался в профессиональном сообществе лет пять назад. Надеемся, что принятие долгожданного приказа о типовом положении СУОТ не затянется в 2016 году. Документ уже согласован на рабочем уровне и готов к обсуждению на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 Как можно изменить ситуацию

Для решения или, по крайней мере, постановки подобных вопросов при органах исполнительной власти создаются общественные советы. Есть такой совет и при Минтруде России. Более того, у данного ведомства и других заинтересованных сторон есть еще Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая ежемесячно заседает в Доме Правительства РФ под председательством координатора этой комиссии – заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец. Уровень более чем достаточный для решения любых политических проблем нормотворчества.

 

источник:e.otruda.ru